Жалоба на необоснованное повышение цен: образец 2025 года
Жалоба в ФАС по 44-ФЗ — это документ, в котором участник процедуры оспаривает решения госзаказчика или электронной площадки, проводившей тендер. Самые частые причины обращений — нарушение правил проведения закупок и ограничение конкуренции.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Скачать образец заполнения жалобы в УФАС на действия заказчика при закупках по 44-ФЗ из КонсультантПлюс |
Скачать образец жалобы в ФАС на недобросовестную конкуренцию |
Скачать образец жалобы в УФАС на действия заказчика по 44-ФЗ по срокам оплаты |
Скачать образец жалобы в ФАС на отклонение заявки по 1 части по 44-ФЗ |
Скачать образец жалобы в ФАС на действия оператора электронной площадки по 44-ФЗ |
Скачать образец жалобы в ФАС на ограничение конкуренции по 44-ФЗ |
Скачать образец жалобы в УФАС на поставщика в связи с невыполнением условий контракта по гарантийному ремонту |
Кто жалуется в ФАС
Федеральный закон о контрактной системе в главе 6 устанавливает порядок, в котором участник закупки обжалует решения организатора закупки и оператора площадки, на которой она проводится. Глава не содержит способов обжалования решений госзаказчиков закупок или поставщиков на этапе исполнения контракта.
Если госзаказчик считает незаконными действия участника, он отклоняет его заявку. Если нарушения исходят от контрагента на этапе исполнения, заказчику следует обратиться к нему с претензией, получить сатисфакцию за счет обеспечения контракта или обратиться в суд.
По правилам подготовка жалобы в ФАС на этом этапе не предусмотрена, кроме одного случая: если поставщик не исполнил обязательства, из-за чего заказчик вынужден отказаться в одностороннем порядке от контракта, информация о ситуации доводится до УФАС заказчиком. А тот, в свою очередь, рассматривает вопрос о внесении организации-контрагента в реестр недобросовестных поставщиков.
Имеет место и практика по жалобам в ФАС на самих себя по 44-ФЗ среди заказчиков. Организации прибегают к этому методу, когда не исправить ситуацию самостоятельно и вмешательство контрольного органа — меньшее зло, чем дальнейший ход конкурсной процедуры определения поставщика.
Например, заказчик обнаружил серьёзные ошибки в тендерной документации, а внести правки в неё уже невозможно из-за пропущенных сроков.
Эксперты КонсультантПлюс каждый месяц делают обзор резонансных жалоб участников закупок. Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы решить, есть смысл жаловаться или нет.
Как подать обращение в УФАС
Вот инструкция, как подать заявление в ФАС по 44-ФЗ для поставщика:
- Определить основания для обжалования.
- Собрать доказательную базу.
- Составить обращение.
- Подать обращение.
С 5 июля 2021 года жалобы в УФАС подают через ЕИС. Обязательное условие: обжалуемая закупка проводилась в электронной форме, и организация, которая подаёт обращение, зарегистрирована в Единой информационной системе. Бумажный формат обращений останется доступен для бумажных процедур.
к содержанию ↑Шаг 1. Определяем основания для обжалования
Первое, что делает участник перед подачей обращения, — определяет:
- какие права нарушены;
- какими действиями заказчика или оператора площадки нарушены права;
- не истек ли еще срок обжалования действий виновного лица.
- содержанием опубликованной закупочной документации заказчика — до момента окончания подачи заявок;
- нарушениями, допущенными при рассмотрении заявок, — в течение пяти рабочих дней с момента публикации протокола рассмотрения;
- нарушениями, допущенными при заключении контракта, — до его заключения;
- нарушениями условий соглашения — подается жалоба поставщика в УФАС на несвоевременную оплату после проведения претензионной работы.
Контрактное законодательство разъясняет, кто может подать жалобу в ФАС на действия и решения закупочной комиссии: участник обжалуемого тендера. Оспаривают решения, которые приняты после окончания подачи заявок или в ходе заключения контракта только лица, которых эти нарушения касаются напрямую: участник закупки и компания, с которой заключается контракт.
Обжаловать положение закупочной документации вправе любое лицо независимо от того, участвует оно в закупке или нет.
Жалоба на оператора электронной площадки в связи с его ошибками при аккредитации участника подается в течение месяца с момента нарушения.
В случае пропуска срока обжалование действий заказчика или оператора производится через суд.
к содержанию ↑Шаг 2. Собираем доказательную базу
Помните, что в обращении заявитель подробно излагает, какие действия или решения госзаказчика или оператора не являются законными, подкрепив выводы документами. Для аргументации используются:
- Закон о контрактной системе, 135-ФЗ и другие федеральные законы;
- подзаконные акты: постановления правительства, приказы, распоряжения;
- разъяснительные письма Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
- арбитражная практика: решения и постановления судов;
- решения УФАС, особенно убедительны для комиссии решения, которые вынесены в том же УФАС их коллегами или комиссией.
Шаг № 3. Составляем обращение
Инструкция, как правильно написать жалобу в ФАС по 44-ФЗ при обжаловании тендера:
- первая часть обращения — вводная, в ней излагается формальная информация: наименование УФАС, в который направляется документ, наименования заявителя и лица, на которого он жалуется, их адреса, электронные адреса, телефоны, ИНН и ОГРН, номер и предмет закупки, наименование ресурса, на котором она опубликована;
- основная часть — аргументирующая. Заявитель излагает подробно, какие действия он считает незаконными, и приводит доказательства;
- в финальной части необходимо подытожить сказанное и указать требования, которые предъявляет заявитель, —например, провести проверку, приостановить процедуру, выдать предписание об устранении нарушений.
Заявитель подает обращение в связи с конкретными действиями или бездействием заказчика. Но каждое обращение в УФАС — это повод для полной внеплановой проверки документации, поэтому, даже если претензии заявителя необоснованны, это не страхует госзаказчика от приостановления закупки или выявления нарушений.
Это образец жалобы по административному правонарушению по 44-ФЗ, используйте шаблон в работе:
Исх. № 1/21 от 09.06.2021
В Управление Федеральной антимонопольной
службы по Московской области
Заявитель: ООО «Идеальный поставщик»
Адрес места нахождения и почтовый адрес:
Эл. почта: info@ideal.ru
Заказчик: ФГБУ «Идеальный заказчик»
п-т Идеальный, д. 2, г. Зеленогорск,
Жалоба на действия заказчика
Заказчиком 9 июня 2021 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru было размещено извещение № XXXXXXXXXXX21XXXXXX о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту фасада здания ФГБУ «Идеальный заказчик» (далее — Аукцион).
Пунктом 4.2 проекта контракта, включенного в документацию об Аукционе, установлено, что оплата за выполненные работы производится в течение 45 дней с момента подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.
Данное условие является нарушением прав и интересов участников закупки, так как противоречит требованиям, установленным ч. 13.1 ст.
34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которыми срок оплаты не превышает 30 дней.
- Копия извещения о закупке № XXXXXXXXXXX21XXXXXX.
- Проект государственного контракта.
- Доверенность на подписание жалобы от 08.06.2021 № 15.
А это образец жалобы в УФАС по 44-ФЗ при ограничении конкуренции:
к содержанию ↑Шаг № 4. Подаем обращение
- непосредственно в УФАС — заявитель лично подает документ в канцелярию нужного УФАС;
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в электронном виде.
Обращение подписывается уполномоченным лицом. Прилагаются бумаги, которые подтверждают полномочия подписанта.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Необоснованно или монопольно высокая цена: спор с УФАС
Нарушение антимонопольного законодательства – установление высокой цены. Злоупотребление доминирующим положением
При осуществлении хозяйственной деятельности (в том числе и в преддоговорных спорах) субъекты гражданских правоотношений должны руководствоваться гражданско-правовыми способами защиты. Разрешение гражданско-правовых споров с помощью административного порядка недопустимо.
На практике же возникают ситуации, когда согласование условий договора (в частности цены) может показаться стороне договора нарушением антимонопольного законодательства (например, при установлении достаточно высокой цены за услуги).
Фабула дела:
ФГБУЗ «Медико-санитарная часть № 107» обратилось с заявлением в Забайкальское УФАС России о нарушении ПАО «Ростелеком» антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении необоснованно высокой цены за услуги подключения заявителя к региональному фрагменту единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Забайкальского края.
УФАС было вынесено решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях ПАО «Ростелеком» признаков злоупотребления доминирующим положением.
Не согласившись с решением уполномоченного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения УФАС. Судом первой инстанции в удовлетворении требования было отказано, апелляционная и кассационная инстанции оставили решение в силе.
Выводы суда:
1) ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, конкретизирует перечень действий, которые подпадают под признаки данной нормы. Вместе с тем, установление необоснованно высокой цены услуги лицом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, прямо не указано в законе как действие, имеющее признаки злоупотребления субъектом доминирующим положением.
2) В Постановлении от 30.06.2008г. № 30 Пленум ВАС РФ при толковании указанной нормы пояснил, что в каждом конкретном случае необходимо установить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав (что свидетельствует уже о выходе за пределы осуществления прав и расценивается как злоупотребление правом).
4) Ответчик, в свою очередь, действовал также в допустимых пределах осуществления гражданских прав: в период действия договора он осуществлял оказание услуг в пределах той цены, которая была указана истцом в протоколе разногласий. Данный факт свидетельствует о том, что ответчик был согласен с установленной ценой, был заинтересован в сохранении договорных отношений с истцом, а также надлежащим образом исполнял договорные обязательства.
5) Доводы истца о том, что ответчик устанавливает необоснованно высокую цену, а также о том, что договор об оказании услуг в итоге не был заключен между сторонами именно из-за разногласий по поводу цены договора, никак не подтверждают факт нарушения ответчиком положений антимонопольного законодательства.
Указанные доводы свидетельствуют только о том, что между сторонами имеется гражданско-правовой спор по поводу цены услуги, то есть условия договора. Данные споры разрешаются в гражданско-правовом порядке.
6) Суду также не было представлено подтверждений того, что цена, которую истец считал монопольно высокой, была установлена (например, зафиксирована условиями подписанного истцом договора либо установлена внутренним нормативным актом ответчика).
Комментарии:
1. Судом был сделан вывод об отсутствии в действиях ответчика признаков злоупотребления своим доминирующим положением на основании ряда доказательств, свидетельствующих о гражданско-правовом споре сторон по поводу условий договора, а не о нарушении ответчиком антимонопольного законодательства.
2. Цена договора часто становится спорным условием договора для обеих сторон, однако существуют различные гражданско-правовые способы согласования условия (проведение переговоров, заключение дополнительного соглашения, направление протокола разногласий и др.).
3. Для того чтобы определить, нарушает ли лицо антимонопольное законодательство путем злоупотребления своим доминирующим положением на рынке, необходимо проанализировать, совершались ли указанным субъектом действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо выходили за их пределы (например, устанавливались неразумные ограничения для контрагентов или ставились необоснованные условия реализации контрагентами своих прав).
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Елена Павлова, юрист-аналитик. Просто умная и красивая девушка.
p.s. 10 наиболее интересных материалов за последнее время:
к содержанию ↑Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция
Внесудебный и судебный порядок обжалования: в чем разница
В первую очередь отличается период, на протяжении которого можно инициировать процедуру обжалования решения ФАС. В досудебном порядке для этого отводится один месяц, а в судебном — три месяца.
В ситуации, когда обжалуются действия или бездействия должностных лиц антимонопольной службы по внесудебному сценарию, само решение продолжает исполняться, то есть если оштрафовали, то штраф взыскивается. При направлении заявления в суд действия, которые указаны в первом документе, притормаживаются до оглашения судом своего вердикта.
И последнее — это отличия в органе обжалования: при досудебном порядке необходимо заявлять в вышестоящий антимонопольный орган, а при судебном — в арбитражный суд.
Как обжаловать в досудебном порядке
Обращение в суд предполагает серьезные временные и трудозатраты, в связи с этим можно воспользоваться правом подать жалобу на решение ФАС в досудебном порядке. Основанием для начала процедуры внесудебного обжалования является обращение, которое поступило в антимонопольный орган.
Определяем подразделение ФАС
На действия должностных лиц антимонопольных органов направляется жалоба о признании незаконными действий таковых. Принимает ее ФАС России.
Если нарушения допущены должностными лицами антимонопольных органов в субъектах РФ, то жалобу можно подать в территориальный или в коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы России — апелляционные коллегии. Заявление в коллегиальный орган необходимо направить не позднее 1 месяца со дня вынесения решения или выдачи предписания.
к содержанию ↑Составляем заявление
Заявители вправе отправить жалобу как в письменной форме, так и в виде электронного документа. Жалоба может быть отправлена по почте, через многофункциональный центр, а также с помощью информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций).
Обращение на обжалование действия должностных лиц антимонопольной службы может быть подано и на личном приеме.
В документе необходимо указать:
- сведения о подразделении ФАС и документе, который обжалуется;
- информацию о заявителе (Ф.И.О., наименование юридического лица, контактный телефон, адрес эл. почты, обратный почтовый адрес);
- доводы и документы (при наличии), которые обосновывают позицию заявителя.
Жалоба не будет рассматриваться, если текст не поддается прочтению, содержит оскорбления, угрозы.
Также претензия может быть направлена по почте, передана в электронной форме при помощи функционала электронной приемной или передана лично.
к содержанию ↑Скачать образец жалобы
Рассматриваем жалобу
Жалоба в территориальном органе рассматривается в порядке, предусмотренном законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Срок рассмотрения составляет 30 дней.
Руководитель контрольного подразделения может продлить срок не более чем на 30 дней в случае необходимости проведения проверки, запроса дополнительной информации. Такое заключение сообщают заявителю в письменном виде.
Коллегиальные органы ФАС рассматривают жалобу в течение 2 месяцев с возможностью продления на 1 месяц.
При рассмотрении заявления в досудебном порядке действие оспариваемого документа не приостанавливается.
к содержанию ↑Принимаем решение
По результатам рассмотрения жалобы проверяющие могут отказать в ее удовлетворении или признать вынесенное решение незаконным полностью или частично. Ответ направляется заявителю в письменной форме. Заключение коллегиального органа также размещается на сайте ФАС.
В случае если вынесенное решение признается незаконным полностью или частично, для того, чтобы установить факт нарушения законодательства о государственной гражданской службе и применить меры дисциплинарного взыскания, либо принять вердикт об иных видах ответственности, ответственным исполнителем по жалобе руководителю антимонопольного органа предоставляется служебная записка, в которой изложена суть нарушения и указаны должностные лица, его допустившие. Это делается с целью инициировать принятие постановления о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.
к содержанию ↑Как обжаловать в суде
Вместе с тем у участника контрактной системы остается право на обжалование в судебной инстанции. В этом случае алгоритм усложняется.
Основания для обращения в суд
Судебная инстанция рассматривает как заявления об отмене принятых актов, так и признания незаконными действия (бездействие) контрольных органов (нарушение сроков рассмотрения, незаконный отказ в принятии обращения).
Определяем подведомственность и подсудность.
В соответствии со ст. 29, 35 АПК, подобные дела рассматриваются в Арбитражном суде субъекта по месту нахождения ФАС, решение которого обжалуется.
Определяем сроки подачи заявления в суд
В статье 52 закона от 27.06.2006 № 135 определено, что срок обращения в суд составляет 3 месяца с даты вынесения решения или выдачи предписания. Датой принятия является дата его изготовления в полном объеме.
Оно изготавливается не позднее 10 дней после оглашения на заседании. Если заявитель ранее обращался с апелляцией в коллегиальный орган ФАС, подать заявление нужно не позднее 1 месяца с даты вступления в силу решения коллегиального органа.
Однако при наличии уважительных причин пропущенный срок судом может быть восстановлен.
к содержанию ↑Оплачиваем госпошлину
В соответствии со ст. 333.21 НК, пошлина составляет для организаций 3000 руб.
Скачать образец жалобы на решение ФАС в арбитражный суд
Скачать образец обжалования решения УФАС в арбитражном суде (о внесении в РНП)
Разбирательство в суде
Для получения положительного результата необходимо тщательно подготовиться к заседанию: изучить законодательство и судебную практику по аналогичным делам, подготовить мотивированную позицию. Решение суда может быть оспорено в суде апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения судом первой инстанции.
Подать жалобу на управляющую компанию в 2025 году
Любая УК имеет комплекс обязанностей перед жильцами. Их невыполнение или некачественное исполнение дает собственникам помещений право на подачу жалобы.
Назначение управляющей компании ― обслуживание многоквартирных домов (МКД). Основание для такой деятельности ― договор с проживающими гражданами или администрацией населенного пункта. Любая УК имеет комплекс обязанностей перед жильцами. Их невыполнение или некачественное исполнение дает собственникам помещений право на подачу жалобы.
к содержанию ↑Куда подать жалобу на управляющую компанию
Основным законом, регулирующим деятельность УК на территории России является Жилищный кодекс. В соответствии с ним, а также иными актуальными правовыми актами, деятельность таких компаний регулируют:
- ;
- Роспотребнадзор;
- Государственная Жилищная Инспекция.
Эти органы рассматривают жалобы от собственников и жильцов квартир в рамках своих компетенций. Поданная жалоба на управляющую компанию передается по подведомственности, если заявитель направляет ее не в ту структуру. Например, Прокуратура перенаправит документ в Госжилинспекцию, если проблема касается некачественно оказанных услуг.
Жилец вправе подать жалобу на действия сотрудников УК руководителю компании. Например, при несвоевременном вывозе мусора, некачественной уборке, непредоставлении ответа на обращения.
Жалоба на имя руководителя УК
Перед тем как написать жалобу на управляющую компанию в какой-либо государственный орган, рекомендуется обратиться к ее руководителю. Закон не запрещает подавать обращения сразу на имя директора и, например, в Прокуратуру.
Руководитель обязан своевременно (30 дней) отвечать на все жалобы. Игнорирование обращения станет поводом для применения к нему мер административной ответственности. Он может быть оштрафован и лишен права занимать свою должность.
Основания для подачи жалобы на имя директора:
- Плохое качество оказываемых жильцам услуг. Например, если подъезды убираются несвоевременно или мусор с территории дома не вывозится.
- Услуги жильцам, в рамках заключенного с УК договора, не оказываются или оказываются с нарушениями.
- Другие сотрудники не отвечают на обращения и жалобы.
- Сотрудники УК не исполняют свои обязанности перед жильцами.
Суды расценивают жалобы на имя руководителей УК в качестве претензии. Это удобно, если впоследствии заявитель обращается в суд в рамках закона “О защите прав потребителей”.
к содержанию ↑Жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию
Органы Госжилинспекции представлены в любом субъекте РФ, а также в большей части крупных городов. Стоит обращаться именно в этот орган в следующих ситуациях:
- нарушения в сфере содержания жилого фонда, а также при обслуживании дома;
- неисполнение правил обслуживания дома. Пример ― невыполнение ремонта или уборки;
- нарушения правил организации управления или принятия решений. Например, игнорирование решений собрания жильцов дома;
- отсутствие лицензии на управление домом.
Перечень оснований в ГЖИ не исчерпывающий. Обращаться в этот орган можно по любым вопросам, связанным с управлением и лицензией на управление домом.
Жалобу на управляющую компанию по вопросам ЖКХподается непосредственно в отделение ГЖИ, через почту или на сайте организации. Авторизация в интернет-ресурсе производится посредством Портала Государственных Услуг.
В рамках своей компетенции, Госжилинспекция вправе вынести предписание об устранении нарушений, применить штрафные санкции, возбудив административное дело, а также отобрать лицензию, если в отношении УК было удовлетворено как минимум 3 жалобы.
к содержанию ↑Жалоба на УК в прокуратуру и в суд
Гражданин имеет право обратиться в Прокуратуру или суд сразу, минуя прочие инстанции. Но юристы рекомендуют повременить с данной мерой, чтобы оставить за собой дополнительный рычаг давления.
Жалоба в прокуратуру на управляющую компанию подается, если организация по ряду оснований:
- УК работает при отсутствии лицензии;
- организация регулярно игнорирует обращения;
- тарифы повышаются незаконно.
Прокуратура проверит любое нарушение действующего законодательства. Данный орган является надзорным, его полномочия позволяют проводить проверки, а также возбуждать административные дела в отношении нарушителей.
Прокурор не просто проверит обстоятельства. При необходимости, он истребует дополнительные материалы, запросит объяснения от представителя УК. Проверка будет более масштабной, чем при ее осуществлении другими органами.
Суды рассматривают административные исковые заявления. Они подаются при нарушении законодательства государственными органами. Например, если Роспотребнадзор незаконно откажет в принятии жалобы.
Исковое заявление подается и в случае нанесения ущерба действиями управляющей компании. Например, если организация, в момент вывоза мусора, повредила объект, принадлежащий стороннему лицу. УК сможет предъявить регрессные требования непосредственному виновнику (например, водителю), но изначально иск предъявляется компании.
Жалоба на УК в Роспотребнадзор
Одни из основных требований к управляющим компаниям касаются соблюдения санитарных и гигиенических норм. Их нарушения могут привести к негативным последствиям в отношении жильцов или окружающей среды. Именно такими вопросами занимается Роспотребнадзор.
Жалоба в Роспотребнадзор подается в следующих ситуациях:
- Неисполнение санитарных правил, связанных с обслуживанием дома. Например, отказ от уборки или неправильная утилизация мусора.
- Необоснованное увеличение тарифов.
- Нарушение обязательств в отношении ресурсоснабжающих компаний.
Роспотребнадзор вправе проводить проверки, связанные с деятельностью УК. Например, замерить уровень шума, проверить освещение, температуру в помещениях. Как правило, они проводятся по заявлению собственников.